ч.4 ст.12.15 судебная практика
Новые разъяснения Верховного суда по ч.4 ст.12.15 в 2024г.
Судебная практика показывает, что лишить прав по ч.4 ст.12.15 нельзя:
Водителя, который пользуется автомобилем в связи с инвалидностью, если поймали в первый раз — только штраф, но за второй раз — лишение.
Важно понимать, что это не все инвалиды РФ, пользующиеся автомобилем, а только те, которые пользуются машиной в связи с инвалидностью.
В СССР таким инвалидам выдавали в органах соцобеспечения мотоколяски — двухместные кабриолеты с брезентовой складывающейся крышей и ручным управлением. На такой ездил Балбес в фильме «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». Выдавались они на 5 лет. Потом машина сдавалась обратно и получали новый кабриолет. Для управления требовались права категории «А» (мотоцикл) со специальной пометкой.
В то время всеми автомобилями СССР управляли не водители, а шофёры 1, 2 и 3 класса. Я такого шофёра 3 класса знал лично.
Какие инвалиды имеют «льготы» на встречку в России.
В настоящее время под «льготу», пойманными на встречке, подпадают специнвалиды России — это:
ветераны и участники Второй мировой войны, а также граждане, приравненные к ним;
- узники концлагерей, которым на момент пребывания в них еще не исполнилось 18 лет;
- дети-инвалиды с врожденными заболеваниями опорно-двигательного аппарата;
- граждане, получившие инвалидность вследствие радиоактивного облучения.
Обычная инвалидность тоже может быть рассмотрена судом как смягчающее обстоятельство. Но это только на усмотрение конкретного суда, т.к. эта «льгота» в законе официально не прописана.
Судебная практика ВС показывает, что не лишат прав, если выехал на встречную полосу в случае крайней необходимости.
Согласно статье 2.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости.
Следовательно, лишить прав за встречку нельзя, когда водитель выехал на встречную полосу, чтобы избежать лобового столкновения, т.е. при крайней необходимости (ст.2.7 КоАП РФ). Подробнее об этом здесь.
Вообще лишить прав по ст. 12.15 ч.4 КоАП РФ нельзя:
Нарушителя, который на момент совершения административного правонарушения не получал водительского удостоверения или срок его действия истек.
Здесь Верховный суд по 12.15 ч.4 КоАП и судебная практика ничего нового не сказали. То есть, лишить прав точно нельзя того, кто их вообще не получал, у кого срок действия прав просрочен или он уже был лишён права управления ранее, а также «специнвалида», но только, если его поймали в первый раз.
Водителя лишённого прав судом по медицинским показаниям (часть 1 статьи 28 ФЗ от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»). Например: лишён за эпилепсию, шизофрению, алкоголизм. Вылечился получаешь права обратно.
Штраф или лишение. На сколько могут лишить прав по ч.4 ст.12.15 КоАП.
За выезд на встречную полосу в 2024г. предусмотрено лишение прав на срок от четырёх до шести месяцев или штраф. Если выехали на встречку второй раз за год — только лишение на 1 год.
Самое главное, когда по ч.4 ст.12.15 КоАП штраф, а не лишение. Судебная практика.
Совершили выезд на встречку в первый раз, все ранее совершённые административные правонарушения (пьянка, выезд на встречку, превышение скорости и т.д.) погашены, а штрафы оплачены. В этом случае даже не обязательно признавать вину суд на 99.9 % не лишит — наложит штраф 5 000 рублей;
Поймали на встречке камеры видеонаблюдения — только штраф 5 000 рублей.
В случае фиксации административного правонарушения предусмотренного ч.1 — 4, ч.5 cт. 12.15 КоАП РФ, работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи) начальник ГИБДД, его заместитель, начальник центра автоматизированной фиксации административных правонарушений в области дорожного движения государственной инспекции безопасности дорожного движения, его заместитель, командир полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместитель выносят — только штраф 5 тысяч рублей;
Выехали на встречку при объезде препятствия (объезд стоящего на остановке автобуса, затор, яма, ДТП и т.п.) — только штраф 1000-1500 рублей.
Кто может лишить прав по ч.4 ст.12.15 КоАП. судебная практика.
Верховный суд и судебная практика говорит, что лишить прав может только суд, так как лишают прав только в суде. Что говорить на суде при лишении прав здесь. Начальник ГИБДД, инспектор ГИБДД или какой-либо «нашальника» лишить прав не может. Если лишили прав на автомобиль, то на моторную лодку прав не лишат смотри здесь.
Какие случаи выезда на встречную полосу квалифицируются по ст. 12.15 ч.4 КоАП РФ.
Это действия водителя, связанные с нарушением требований ПДД РФ, а также дорожных знаков или разметки, повлекшие выезд на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления (за исключением случаев объезда препятствия (пункт 1.2 ПДД РФ), которые квалифицируются по ч.3 ст 12.15 КоАП РФ), подлежат квалификации по ч.4 ст.12.15 КоАП.
Верховный суд пояснил, что действия водителя, выехавшего на полосу, предназначенную для встречного движения, с соблюдением требований ПДД РФ, однако завершившего данный маневр в нарушение указанных требований, также подлежат квалификации по ст.12.15 ч.4 КоАП.
Теперь, если обгон начал в разрешённом месте, а закончил в запрещённом — лишение или штраф. Раньше можно было поспорить и, иногда получалось вернуть права за отсутствием состава административного правонарушения. Теперь судебная практика прекратила все споры.
Про дорожные знаки и разметку по ч.4 ст.12.15 судебная практика.
ВС разъяснил нижестоящим судам, что в том случае, если объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ, выражается в выезде на полосу, предназначенную для встречного движения, в нарушение требований дорожного знака или дорожной разметки, при рассмотрении дела необходимо иметь в виду, что такой знак/разметка (в том числе временные) должен/должна быть установлен/нанесена в соответствии с законодательством Российской Федерации и зафиксирован/зафиксирована на схеме (проекте) организации дорожного движения (в том числе временных).
При возникновении в ходе рассмотрения дела сомнений в законности установки тех или иных дорожных знаков и (или) нанесения той или иной дорожной разметки судьей может быть истребована соответствующая схема (проект).
Эти же требования были и раньше. Но вы сами должны заявить ходатайство, чтобы схема организации дорожного движения была истребована. Пример из судебной практики нашего адвоката за далёкий 2012г., когда ему удалось в Приморском районном суде Санкт-Петербурга отменить постановление мирового судьи 172 судебного участка о лишении прав по ч.4 ст.12.15 КоАП при объезде стоящего на остановке автобуса.
В данном случае адвокат истребовал из Дирекции организации дорожного движения (ДОДД) г. Санкт-Петербурга схему организации движения на ул. Шаврова у дома 21, где водителю вменялся выезд на встречную полосу при объезде стоящего на остановке автобуса. Из схемы ДОДД следовало, что показания инспектора ГИБДД, его рапорт и нарисованная им же схема, доказывающая нарушение водителем ПДД, не соответствуют действительности и противоречат показаниям водителя. Постановление мирового суда было отменено, а права вернули водителю.
Важно: Если с вменяемым нарушением не согласны и собираетесь обжаловать протокол об административном правонарушении (смотри здесь), то в протоколе никогда не пишите, что согласны с нарушением и схемой, и не отказывайтесь от подписи документов. Можете просто написать «не согласен» и ставьте везде свою подпись. Как вести себя жми.
Согласно новым разъяснениям Верховного Суда дорожный знак 3.20 «Обгон запрещён» означает запрет на осуществление обгона для всех транспортных средств, за исключением тихоходных, а также гужевых повозок, велосипедов, мопедов и двухколесных мотоциклов без бокового прицепа, обгон таких средств в зоне действия данного знака иными транспортными средствами при отсутствии других запретов, установленных ПДД РФ (например, пунктом 11.4 ПДД РФ), не образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.15 ч.4 КоАП РФ.
Об обгоне ч.4 ст.12.15 судебная практика.
Необходимо также иметь в виду, что обгон тихоходных транспортных средств не может быть квалифицирован по части ст. 12.15 ч.4 КоАП РФ в случаях, когда водитель в зоне действия дорожного знака 3.20 произвел обгон транспортного средства, для которого заводом-изготовителем установлена максимальная скорость не более тридцати километров в час, в том числе при отсутствии на нем опознавательного знака, информирующего участников дорожного движения о принадлежности данного транспортного средства к тихоходным транспортным средствам. В данном случае водитель совершил маневр в соответствии с требованиями указанного дорожного знака, в связи с чем он не может быть привлечен к административной ответственности за бездействие собственника (владельца) тихоходного транспортного средства, не установившего на этом транспортном средстве соответствующий опознавательный знак в нарушение требований пункта 8 Основных положений.
В то же время действия водителя, совершившего в зоне действия знака 3.20 обгон механического транспортного средства, двигавшегося со скоростью не более тридцати километров в час, но не являющегося по своим конструктивным особенностям тихоходным транспортным средством, подлежат квалификации по части 4 статьи 12.15 КоАП РФ.
О дорожной разметке ч.4 ст.12.15 судебная практика.
Постановлением Правительства РФ от 28.06.2017 N 761 запрещается движение по полосе, предназначенной для встречного движения, если она отделена трамвайными путями, разделительной полосой, разметкой 1.1, 1.3 или разметкой 1.11, прерывистая линия которой расположена слева.
1.1 – разделяет транспортные потоки противоположных направлений и обозначает границы полос движения в опасных местах на дорогах; обозначает границы проезжей части, на которые въезд запрещен; обозначает границы стояночных мест транспортных средств;
1.3 – разделяет транспортные потоки противоположных направлений на дорогах, имеющих четыре полосы движения и более;
1.11 – разделяет транспортные потоки противоположных или попутных направлений на участках дорог, где перестроение разрешено только из одной полосы; обозначает места, предназначенные для разворота, въезда и выезда со стояночных площадок и тому подобного, где движение разрешено только в одну сторону.
Горизонтальная разметка (линии, стрелы, надписи и другие обозначения на проезжей части) устанавливает определенные режимы и порядок движения. Если проезжая часть разделена на полосы линиями разметки, движение транспортных средств должно осуществляться строго по обозначенным полосам. Наезжать на прерывистые линии разметки разрешается лишь при перестроении. Горизонтальная разметка может быть постоянной или временной. Постоянная разметка имеет белый цвет, кроме линий 1.4, 1.10 и 1.17 желтого цвета, а временная – оранжевый цвет.
1.4 – обозначает места, где запрещена остановка. Применяется самостоятельно или в сочетании со знаком 3.27 и наносится у края проезжей части или по верху бордюра;
1.10 – обозначает места, где запрещена стоянка. Применяется самостоятельно или в сочетании со знаком 3.28 и наносится у края проезжей части или по верху бордюра;
1.17 – обозначает остановки маршрутных транспортных средств и стоянки такси.
Встречка в картинках.
Приводим разъяснения ГИБДД по выезду на встречную полосу, данные в 2013г. Они полностью соответствуют разъяснениям Пленума Верховного суда и актуальны на 2021г., только штрафы в 2021г. изменились (стали больше). В таблице указаны штрафы на 2013г. Новые можно посмотреть в КоАП РФ.
Судебная практика Верховного суда по ст.12.15 ч. 4 КоАП РФ.
Если в протоколе об административном правонарушении сотрудник ГИБДД вменил водителю только п. 11.1 ПДД РФ (Прежде чем начать обгон, водитель обязан убедиться в том, что полоса движения, на которую он собирается выехать, свободна на достаточном для обгона расстоянии и в процессе обгона он не создаст опасности для движения и помех другим участникам дорожного движения) административная ответственность по ст. 12.15 ч.4 КоАП РФ не наступает, т.к. она наступает только за совершение действий, которые связаны с нарушением водителем требований ПДД, дорожных знаков или разметки, повлекшим выезд на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления только в тех случаях, когда это прямо запрещено Правилами дорожного движения.
Верховный суд пояснил, что пункт 11.1 ПДД РФ является общей нормой и не содержит запрета на выезд на полосу встречного движения, а значит, нарушение этого пункта не образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст.12.15 ч.4 КоАП РФ.
В вышеуказанном случае водитель может быть привлечён только за нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда, а равно движение по обочинам или пересечение организованной транспортной или пешей колонны либо занятие места в ней – ст. 12.15 ч.1 КоАП РФ. На 2020 год предусмотрен штраф в размере одной тысячи пятисот рублей.
Если в протоколе об административном правонарушении сотрудник ГИБДД вменил Водителю, что он совершил выезд в нарушение ПДД РФ на полосу, предназначенную для встречного движения, при наличии дорожной разметки 1.14.1 (пешеходный переход), дорожных знаков 5.19.1, 5.19.2 (пешеходный переход) и 5.15.7 (направление движения по полосам), не связанный с объездом препятствия, чем нарушил требования п.п. 1.3, 9.1 ПДД РФ — административная ответственность по ст. 12.15 ч.4 КоАП РФ не наступает, т.к.:
согласно п. 1.3 ПДД РФ участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил дорожного движения, сигналов светофоров, знаков и разметки, и не может влечь ответственность по ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ.
согласно же п. 9.1 ПДД количество полос для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними. При этом стороной, предназначенной для встречного движения, на дорогах с двусторонним движением без разделительной полосы, считается ширина проезжей части, расположенная слева, не считая местных уширений проезжей части (переходно-скоростные полосы, дополнительные полосы на подъем, заездные карманы мест остановок маршрутных транспортных средств). Следовательно, п. 9.1 ПДД РФ также не содержит прямого запрета выезда на полосу встречного движения. Данный пункт направляет водителей, чтобы им было легче ориентироваться на дороге в том случае, если на дороге отсутствует разметка и нет знаков особых предписаний.
В своё время Санкт-Петербургский городской суд пояснил, что вменение в вину нарушения п.п. 1.3, 9.1 ПДД РФ не может влечь ответственность по ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ, т.к. само по себе нарушение дорожной разметки 1.14.1 (пешеходный переход), как и дорожных знаков 5.19.1, 5.19.2, обозначающих пешеходный переход, не может влечь ответственность по ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ.
Нарушением может быть только совершение обгона на пешеходном переходе, что запрещено п. 11.4 ПДД РФ.
Из вышеизложенного следует, что квалификация действий Водителя по ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ не может считаться законной и обоснованной и подлежит отмене.
Из приведённых решений судов следует, что, если в протоколе об административном правонарушении или постановлении суда не указано нарушение каких требований ПДД РФ (разметка и (или) дорожные знаки) нарушил Водитель, то вменять выезд на встречную полосу нельзя.
Разъяснения Верховного суда как вернуть права за пьянку жми.
Как вернуть права за пьянку жми.
Как забрать права после лишения жми.